понедельник, 16 декабря 2013 г.


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ «РИТМИЧНЫЕ ПАЛОЧКИ»

Мы встречаемся с ритмов и в архитектуре, в кинематографе, театре и, конечно же, в нашей обыденной жизни. 

Современные дети, как правило, не ритмичны. Ритмичность бывает врожденной, но это так же редко, как абсолютный слух. Чаще она воспитывается с детства – ритмичное покачивание, напевание мамы, детские колыбельные песенки, потешки, ритмичные игры – необходимы для ее становления Но большинство современных родителей не осознает их важность.

В результате современные дети, недополучившие воспитания ритма, позже начинают говорить и хуже пишут.


Работа ведется в тетради в клеточку. Чем меньше по возрасту ребенок, тем более крупными должны быть клетки.
1.Написание палочек под ритм, удерживаемый педагогом.
Рабочая область для одной палочки две вертикально смежные клеточки. На счет раз точка ставится в левом нижнем углу нижней клеточки, на счет два – в правом верхнем углу верхней клеточки, на счет три точки соединяются прямой сверху вниз по диагонали.
Рекомендуемая последовательность движений
Далее процесс повторяется. 
При всей своей простоте эта работа имеет ряд сложностей. 
Во-первых, поставив точку, следует сделать крохотную остановку (как будто до бабочки дотронулся и чуть-чуть ее прижал); 
во-вторых, вся работа ведется в едином ритме. Ритм, обычно, задают сами дети. Можно прислушаться к ритму дыхания, ритму сердцебиения, ритму ходьбы ребенка, и использовать его, удлиняя или укорачивая такты. Нам следует только поймать его собственный ритм и помогать удерживать его, отбивая (озвучивая) такт чем-либо.
Дети пишут палочки сначала проговаривая их ритм, а педагог подстукивает им, не давая сбиваться: «Раз, два, три. Раз, два, три…», или «Точка, точка, палочка. Точка, точка, палочка…», или «Остановка, остановка, палочка…» – кому, что по нраву.
Сначала лучше просто подстукивать, подстраиваясь под работу ребенка, позже можно включить метроном (детям, обычно, это очень нравится, включается соревновательность с самим собой: «А, давайте попробуем чуточку побыстрее».).
Дети пишут палочки сначала проговаривая их ритм, а педагог подстукивает им, не давая сбиваться: «Раз, два, три. Раз, два, три…», или «Точка, точка, палочка. Точка, точка, палочка…», или «Остановка, остановка, палочка…» – кому, что по нраву.
2. Написание палочек, когда дети сами удерживают ритм. 
Когда, в первом приближении, станет получаться хорошо, отстукивание ритма передоверить свободной руке или ноге самого ребенка.
3. Автоматизация процесса
Когда дети начинают работать ровно, четко, палочки получаются ровными и красивыми, ритм держится, не ускоряясь илине замедляясь, приступаем к автоматизации этого движения. Для этого хорошо использовать отвлекающие моменты: дети пишут, а вы им что-то в это время рассказываете интересное.
4. Уменьшение размера до 1 клетки
Осталось совсем немного. Теперь пишем палочки меньшего размера, величиной в клеточку. Точки, чтобы сохранить тот же наклон, ставим: середина верха, левый нижний угол, палочка; правый верхний угол, середина низа, палочка; и т. д.
5. Автоматизация маленьких палочек. 
Автоматизируем этот навык. (Также хорошо использовать отвлекающие моменты и всякие разговоры.)
6. Ритмичное писание букв и слов. Далее возможны варианты.
Обучение основам математики, чтения, письма. Методики развития движения, общения, мышления: Сборник статей / Сост. Е. В. Максимова. – М.: Диалог-МИФИ, 2012. – 64 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий