Родителям о ФГОС
Уважаемые родители!
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования?
образования?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при
реализации
основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно
познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при
реализации
основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно
познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания
дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного
возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного
возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов,
воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров,
общественности) и направлен на достижение следующих целей:
воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров,
общественности) и направлен на достижение следующих целей:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных
программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных
программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, с
оциального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, с
оциального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней;
рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования;
образования;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования;
дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.
дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся. Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной
модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся. Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной
модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа
дошкольника.
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа
дошкольника.
Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования устанавливает Стандарт?
дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и
психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к
другим;
другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой
моторики);
моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка
в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребенка.
в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание
условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а
так же создание развивающей предметно- пространственной среды.
условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а
так же создание развивающей предметно- пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей
образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного
образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и
укрепление их здоровья.
образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного
образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и
укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать
в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности.
в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками
всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья;
укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных
с реализацией Программы.
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных
с реализацией Программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий