воскресенье, 5 мая 2019 г.

Родителям о ФГОС
Уважаемые родители! 
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный 
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 
образования?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 
устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской 
Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при 
реализации 
основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) 
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно 
познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания 
дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые 
возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного 
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного 
возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, 
воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, 
общественности) и направлен на достижение следующих целей:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении 
качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования 
на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных 
программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации 
относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их 
эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в 
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, с
оциального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе 
ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в 
рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и 
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, 
взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе 
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и 
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового 
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, 
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, 
формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных 
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной 
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния 
здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, 
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и 
укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного 
образования;
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы 
дошкольного образования;
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 
дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой 
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и 
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного 
образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой 
аттестации обучающихся. Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной 
модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где 
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа 
дошкольника.
Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что 
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с 
детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство 
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее 
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы 
дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых 
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе 
завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и 
психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
• способность выбирать себе род занятий;
• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к 
другим;
• обладание чувством собственного достоинства;
• взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
• подчинение разным правилам и социальным нормам;
• проявление творческих способностей;
• способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой 
моторики);
• способность к волевым усилиям;
• проявление любознательности;
• склонность к наблюдению, экспериментированию;
• способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка 
в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и 
психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были 
сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание 
условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а 
так же создание развивающей предметно- пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей 
образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного 
образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и 
укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать 
в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного 
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в 
развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками
всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто 
сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно 
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства 
Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем 
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной 
деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и 
укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том 
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе 
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, 
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также 
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных 
с реализацией Программы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий